?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Высокая готика собора в Бове
nemankurt
Пикардия, родина готического стиля и самых смелых в 13-ом столетии строительных экспериментов, дала миру шесть грандиозных готических соборов, один из которых, собор святого Петра в Бове, остался непревзойденным по высоте сводов. Для сравнения, высота сводов Ланского собора составляет 24 метра, собор в Бове ровно в два раза выше - 48 метров.

DSC01104

DSC01114



Любопытно, что в Средние века не существовало понятия масштаба, соответственно не было и чертежей. Как в таком случае возможны были подобные сложнейшие и абсолютно новаторские сооружения? Как была устроена голова средневекового архитектурного гения, чтобы создать такую громадину в воображении, удерживать ее в памяти до мельчайшей детали и ухитрится донести свою идею до исполнителей и продолжателей? Для меня это непостижимая загадка.
Мастера французской готики были первопроходцами, что имело свои плюсы и минусы. Несомненным плюсом мне кажется то, что их не ограничивал чужой опыт, они не знали предела собственным возможностям, свободно фантазировали, благодаря чему мы и получили их архитектурные чудеса. Минусом же был замах на заведомо неосуществимое, из-за чего большая часть амбициозных проектов в готике никогда не была реализована, либо не завершена. Собор в Бове является ярким тому свидетельством. По высоте своих сводов он впереди планеты всей (в процессе строительства своды вместе с поддерживавшими их аркбутанами дважды обваливались, но строители были упрямы и не уменьшили их высоту ни на метр), но достроить собор пороху таки не хватило. Возведены только алтарная часть и трансепт, нефы же никогда построены не были. На их месте притулилась маленькая романская церквушка, которую предполагали снести по ходу строительства собора. Выглядит это не так чтобы здорово.

DSC01146

Но главной проблемой стало то, что высоченные хоры с гигантскими витражными окнами, поддерживаемые только контрфорсами (специально сделанными очень тонкими, чтобы пропускать как можно больше света в алтарную часть), без опоры на нефы стали весьма неустойчивой конструкцией, в буквальном смысле колеблемой ветром. Причем раскачивались как раз те самые опоры, на которых, собственно, все и держалось. В результате, по зданию пошли трещины, а трансепт отошел от хоров. Видимо, сразу по завершении алтарной части для спасения собора от очередного обрушения было принято решение скрепить зубцы контрфорсов железными тросами, что существенно испортило вид.

DSC01118

DSC01121

Кстати, ураганную силу ветра в Бове даже в ясные, теплые весенние дни могу удостоверить.

В настоящее время ведется последний этап реставрации, благодаря которому уродующие здание тросы можно будет убрать, а кроме того освободить интерьер собора от деревянных стяжек и диагональных подпорок, установленных в 90-е годы прошлого века, дабы предотвратить обрушение сводов и растрескивание стен. Из-за них не удалось, к сожалению, подобраться поближе к знаменитым древним витражам 13 и 14 веков, поэтому сфотографировала то, до чего смогла дотянуться, в том числе один из современных витражей.

DSC01111

DSC01102

DSC01103

Изумительно отреставрирован южный фасад, хотя его скульптура еще не установлена. По сравнению с северным южный фасад сверкает на солнце сахарной белизной.

DSC01079

DSC01083

DSC01084

DSC01086

DSC01087

DSC01089

DSC01089_

DSC01094

DSC01096

Северный фасад с порталом, украшенным барельефом с древом Иесеевым.

DSC01131

DSC01132

DSC01135

DSC01136

DSC01137

Аркбутаны.

DSC01122

DSC01142